Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов для достижения конкретной цели менеджмента.
Классификация решений позволяет изучить их особенности и выбрать наиболее эффективные в условиях конкретной задачи. Однако в связи со сложностью условий (влияющих факторов), целей принятия решений, требований и структуры решения создать простую и четкую их классификацию представляется проблематичным. Поэтому могут существовать и существуют различные классификации управленческих решений.
Перечислим следующие классификации управленческих решений:
1)по функциональной направленности: планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие;
2)по организации: индивидуальные, коллегиальные (групповые) и корпоративные;
3)по причинам: ситуационные, по предписанию, программные, инициативные, сезонные;
4)по повторяемости выполнения: однотипные, разнотипные и инновационные (нет альтернатив);
5)по масштабам воздействия: общие и частные;
6)по времени действия: стратегические, тактические и оперативные;
7)по прогнозируемым результатам: с определенным результатом, с вероятностным исходом;
8)по характеру разработки и реализации: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные;
9)по методам переработки информации: алгоритмические, эвристические;
10)по числу критериев: однокритериальные, многокритериальные;
11)по направлению воздействия: внутренние и внешние;
12)по глубине воздействия: одноуровневые и многоуровневые;
13)по ограничениям на ресурсы: с ограничениями, без ограничений;
14)по способу фиксации: письменные и устные.
Автоматизированная система управления (АСУ) - это совокупность экономических и математических методов, технических средств организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью. АСУ с Системой поддержки принятия решений (СППР), являются основным инструментом повышения обоснованности управленческих решений. Человеко-машинная процедура принятия решений с помощью СППР представляет циклический процесс взаимодействия человека и компьютера. Её цикл состоит из фазы анализа и постановки задачи для компьютера, выполняемой лицом, принимающим решение, и фазы оптимизации (поиска решения и выполнения его характеристик), реализуемой компьютером.